Зуборезные работы
Зуборезные работы - это один из видов механообработки при котором производится нарезка зубьев на заготовке в форме диска с целью изготовления зубчатого колеса.
Методики выполнения зуборезных работ от компании «РПМ»:
Зуборезные работы методом обката
Это наиболее распространенный и технологичный вид зуборезных работ на сегодняшний день. Для изготовления зубчатых колес методом обката применяются инструменты: долбяк, червячная фреза, гребенка.
Применение гребёнки
Гребёнка - это режущий инструмент, изготовленный в виде зубчатой рейки с режущей кромкой на одной стороне. Нарезание зубьев шестерен происходит за счет вращения заготовки вокруг оси и одновременных движений гребенки, снимающей с заготовки стружку. Движение гребенки очень сложное, оно складывается из движения перпендикулярно оси вращения колеса (поступательного) и параллельно оси (возвратно-поступательного).
Такой метод зуборезных работ подразумевает под собой червячное зацепление заготовки и цилиндрической фрезы, совершающих вращательное движение, причем оси вращения колеса и фрезы перпендикулярны друг другу. Червячная фреза имеет форму винта с винтовыми канавками, перпендикулярными направлению нарезки зуба шестерни. Эти винтовые канавки и образуют режущие зубья фрезы.
Профиль режущего зуба - трапецеидальный, иными словами обладает прямолинейными и боковыми режущими кромками, что положительно влияет на точность изготовления детали.
Применение долбяка
В нашем цехе также производятся зуборезные работы на специальных зубодолбежных станках. Для нарезки зуба в таком случае используется инструмент, называемый долбяком, представляющий собой зубчатое колесо с режущей кромкой. Долбяк совершает возвратно-поступательные движения в процессе нарезки зуба шестерни и после каждого двойного захода вместе с обрабатываемой деталью проворачивается на один шаг вокруг оси. После одного полного оборота происходит движение подачи долбяка к заготовке и повторяется, пока не будет снят весь необходимый слой металла.
Метод копирования
В процессе нарезки зуба используется дисковая или пальцевая фреза, режущая кромка которой обладает формой впадины зубчатого колеса. Соответственно, в процессе обработки, фреза вырезает впадину на заготовке, после чего заготовка проворачивается на заданный угол. Так происходит до тех пор, пока все зубья не будут нарезаны.
Метод горячего и холодного накатывания
Горячее накатывание производится в процессе нагрева слоя определенной глубины до пластического состояния. Нагрев выполняется токами высокой частоты до 1100 - 1200 градусов. Для деформации нагретого слоя используют так называемые валки-накатники, между которыми вращается заготовка вокруг своей оси. В процессе выполнения данной операции на венце выдавливаются зубья, однако полученная деталь обладает невысокой степенью точности. Для повышения степени точности используют как раз холодное накатывание, или, иными словами, калибровку детали.
Такой способ зуборезных работ очень перспективен в отношении серийного производства, поскольку уменьшается расход сырья при выполнении обработки детали.
Поперечный профиль зуба
Профиль зубьев чаще имеет эвольвентную форму, также есть колеса с круговой формой профиля зубьев и с циклоидальной. Профиль зуба в частных случаях может быть несимметричным, например, в храповых механизмах.
Продольный профиль зуба
Профиль зубьев чаще имеет эвольвентную форму, также есть колеса с круговой формой профиля зубьев и с циклоидальной. Профиль зуба в частных случаях может быть несимметричным, например, в храповых механизмах.
Прямозубые колёса
Чаще всего в промышленности применяются зубчатые прямозубые колеса. Линия контакта зубьев таких шестерен и их оси располагаются строго параллельно друг другу. Прямозубые колеса обладают меньшим предельным крутящим моментом по сравнению с шевронными или косозубыми колесами, однако дешевле в изготовлении.
Косозубые колёса
Зубья косозубых колес располагаются под углом к оси вращения, образуя по форме часть спирали, при этом оси вращения их располагаются также строго параллельно друг другу, как и в случае прямозубых колес.
Преимущества косозубых колес:
увеличивается плавность зацепления зубьев;
снижается уровень шума;
повышение предельного крутящего момента за счет увеличения площади контакта при зацеплении.
Недостатки косозубых колес:
следует устанавливать упорные подшипники для закрепления вала, поскольку возникает механическая сила, действующая параллельно оси колеса;
следует применять специальные смазки, поскольку из-за увеличения площади контакта в зацеплении зубьев увеличивается сила трения.
Можно подвести итог: косозубые колеса требуются при передаче высоких крутящих моментов на высоких скоростях, либо в тех случаях, когда существуют жесткие ограничения на допустимый уровень шума.
Шевронные колёса
Продольный профиль зуба шевронного колеса имеет форму латинской буквы «V». За счет такой формы достигается взаимная компенсация осевых сил обеих половин такого колеса. Отсюда можно сделать вывод: вал шевронного колеса не нуждается в установке на упорные подшипники, что существенно снижает затраты и удобность в эксплуатации. Еще одно положительно качество - самостоятельная установка вала в осевом направлении, поэтому в редукторах на основе шевронных колес один из валов устанавливается на плавающих опорах.
Зуборезные работы от компании «РПМ»
Компания «РПМ» выполняет широкий спектр зуборезных работ по чертежам и требованиям заказчика: нарезка прямозубых колес, нарезка конических колес, червячных передач, нарезка шевронных зацеплений и другие. Наше производственное объединение обладает достаточными мощностями и оборудованием, чтобы выполнять даже самые сложные зуборезные работы.
Наш цех обладает высокими мощностями, и позволяет выполнять зуборезные работы до 42 модуля включительно при диаметре до 4500 мм. Также, есть возможность серийного производста, что существенно снижает себестоимость деталей.
Компания «РПМ» ставит в приоритет качество выполнения продукции, применяя индивидуальный подход к каждому заказчику и используя высококвалифицированный персонал.
|